В группе компаний Mains мы искренне верим, что российские компании ничем не уступают, а зачастую и превосходят международных. Это касается практически любой сферы деятельности, будь то виноделие или страхование.

В этом году мы хотим разделить с вами два прекрасных образца российского виноделия, два красных вина от винодельческого хозяйства "Лефкадия".

А поможет нам в дегустации сам Михаил Николаев-мл, винодел и партнер проекта "Долина Лефкадия".
См. также
Как открыть бутылку вина
Обзор игристых вин Темелион
от хозяйства "Лефкадия"
регионы
Винное хозяйство Лефкадия
зачем нам Тоскана, когда такие жемчужины в России
Глядя на земли хозяйства «Лефкадия» невольно хочется провести параллель с Тосканой: те же аллеи тополей, стройные ряды виноградников, аккуратные домики и технические постройки. Простые люди здесь, как и деревенские тосканцы, не понимают, что такое девелопмент и инвестиции, и почему у них по селу взад-вперед ездят «порше» и «мерседесы». Село Молдаванское – в двух часах езды от Анапы, по хуторам и станицам, полям и виноградникам.
В широких кругах можно слышать мнение, что «российское виноделие отрезано от мира», «мы отстали на века», «там седые традиции, а у нас одна неопытность в погребе», «государственный протекционизм – реставрация советской системы». Так ли это? В России виноделов можно поделить на условные две группы: те, что закупают импортное сырье и делать «российское вино», и тех, что обеспечивают полный цикл от селекции и выращивания собственных виноградников до производства вина из своего сырья.

Мы не будем осуждать первый подход и излишне хвалить второй, но в обоих случаях есть сильное стремление к улучшению качества производимой продукции. Причем во втором случае оно заметно выше, и нашей стране повезло, что в большинстве случаев у руля компании стоят люди, искренне болеющие за дело. Когда владелец делает то, что ему нравится, и рискует своими собственными инвестициями и будущими выгодами от хозяйства, то он в итоге производит продукт, который влюбляет в себя. А когда нет владельца в процессе производства, тогда вино получается очень технологичным и пустым, без души.
История
Долина Лефкадия начала свою историю с появлением на этих землях предпринимателя Михаила Ивановича Николаева в 2005 году. Тогда еще это были просто многочисленные гектары земель в районе села Молдаванское. А с конца 2019 года долина получила официальный ЗНМП (защищенное наименование места происхождения см. ниже) – аналог аппелласьона. Причем речь именно про долину, территорию размером 3000 га, чье название совпадает с Хозяйством Николаева. На сегодняшний день здесь работает шесть разных марок, но со временем станет намного больше.

В античные времена на этих землях жили понтийские греки, и – что самое важное – тоже делали вино. Этому есть куча ископаемых доказательств в музее виноделия.
С момента начала деятельности 15 лет назад семья Николаевых не жалея инвестировала в виноградники, исследуя каждый камень терруара, выбирая нужные саженцы и проводя тестовые винификации. Такой подход долгого и системного развития выгодно отличает данное хозяйство среди соотечественников.
Что касается самого виноделия, то на проятежении всей истории хозяйство консультирует энолог Жиль Рей, в свое время работавший в Château Mouton Rothschild.
Изначально какого-то подтекста у бренда «Лефкадия» не было. Михаилу Ивановичу просто понравилось это греческое слово. Уже позже стало известно, что на одном из наречий это слово означает «долина белого вина».
Наследие Ротшильдов прослеживается и в премиальной линейке Лефкадии, сделанной в бордосском стиле. Топовый игристый бренд «Темелион» запускал Рудольф Петерс, известный рекольтан из Шампани. Его след сложно не заметить при 36, 48 и 60 месяцев выдержки на осадке – как у лучших шампанских домов.
Терруар
У «Лефкадии» самый холодный терруар на северо-востоке винодельческой России. Контрасты температур ощущаются даже летом, разница дневных и ночных температур – 13-15 градусов. Эта прохлада – наша свежесть, ароматы, кислотность. Виноград с участков для «Темелиона» мы собираем на три недели позже, чем все остальные зоны страны. Этот длинный период вызревания позволяет нам делать вина-долгожители.

Здесь самое большое количество красной глины среди всех виноградников России. Это тяжелые почвы, они дают более танинные, концентрированные, пышные, округлые вина. Кроме глины, у нас можно найти известняк, мергель и даже песок.
Работа на винограднике
Бережное обращение с виноградом и жесткий отбор - в основе принципов виноделия
Что касается общего принципа работы на винограднике, то здесь вся команда исповедует прогрессивный подход гармоничного сочетания органики, биодинамики и классической мелиоративной агрономии.

При работах на винограднике в хозяйстве стараются соблюдать лунные циклы, как это делают биодинамисты, но при этом не используется их система «препаратов». Высаживается дикая трава для улучшения дренажа, а обработки проводятся в соответствии с принципами органического виноградарства. Увеличение урожайности не является целью, качество и результат, ставится во главу угла.

В регионе довольно бедные почвы, от чего виноград испытывает недостаток питания и не получает необходимых для здоровья элементов. Ряд виноградников пришлось выкорчевывать. Тем не менее в Лефкадии следят за каждым участком, делают анализ почвы, чтобы принять решение о добавках. Состав и объём добавок меняется в разные годы в зависимости от состояния виноградника, от его жизненного цикла. Используется специальный компост, для каждого участка разный. Это перегнивший навоз с листьями и органическими добавкам типа костной муки. Не используются листовые подкормки, так как они предполагают химические соединения, что может как-то повлиять на вино и в конечном итоге на человека.

Помимо этого регулярны эксперименты с сортами, если не получается достойный результат несколько лет подряд, то виноградник выкорчевывается: вино будет хорошее, если виноградник правильно подобран под терруар, и если он хорош с точки зрения своей производительности и иммунитета на данный момент. Потому что многие старые виноградники - больные, и они дают порочные вина.

Развитие хозяйства
Около семи лет назад к управлению хозяйством присоединился сын, Михаил Михайлович Николаев. Человек, которого никак нельзя обвинить в отсутствии образования, внероссийского опыта и бездумном стремлении «хвалить своё болото». Проработав долгое время в Америке и Украине Михаил вернулся к семейному бизнесу в качестве управляющего партнера и главного маркетолога компании.

Михаил Николаев
"Некоторые решения нашей стратегии, задуманной в 2012-2013 годах, или реализуются только сейчас, или будут воплощаться в ближайшие несколько лет. Когда вы занимаетесь вином, то время измеряется не месяцами и даже не годами, а пятилетками."
В основу управления хозяйством у Николаевых положено несколько ключевых принципов:

Во-первых, во главу угла ставится качество и эффективность виноградника. Эдакий проамериканский подход, когда нет места романтике вековых традиций («так делал еще мой дедушка»), а есть эффективность производства. Отсюда регулярная работа и замена виноградников.

Во-вторых, разделение на разные бренды по стилистикам. Поскольку на территории хозяйства есть принципиально разные терруары, и чтобы потребителю было понятнее, за каждым терруаром закреплен свой бренд.

И третье - это увеличение объема производства игристого и крепких напитков – бренди, настоек и хлебного вина. Дело в том, что интерес потребителя к тихому вину пока еще достаточно скромен и уйдут годы, чтобы воспитать такое потребление (хотя положительные сдвиги отмечаются каждый год). К сожалению, советское прошлое все еще плотно сидит в наших генах. Тогда вино делали безликим, без привязки к хозяйству. Делали один бренд на нескольких разных винзаводах, потому что была задача придерживаться стиля, а не терруара. Не было понятия - терруарное вино. Его не было и в США до 1980-х годов, но американцы за 30 лет сделали огромную работу, которую в России только начали.

В интервью РБК Михиал Николаев так описал задачу своего бизнеса:
У всякого бизнеса должна быть сверхзадача. Иногда ее придумывают специально, с разной степенью успешности, а у нас она возникла органически. Наша большая задача - сделать первое российское глобальное вино. С этой идеей отец, а потом и я, пришли в винодельческий бизнес. Сначала она звучала очень смешно. Поэтому отец почти сразу ангажировал очень именитого консультанта, который уговорил его пригласить легендарного винодела Патрика Леона, а тот уже привел за собой Рудольфа Петерса, который консультировал по игристым винам. То есть команда собралась звездная - Патрик был главным виноделом Ротшильдов в течение 40 лет. Когда Патрик ушел от них, через 3 года мы смогли его уговорить. И он с нами работал с 2008 по 2018 год… Мы шутим о том что мой отец из банковской сферы, как и Ротшильды, и можно сказать что для Патрика это сделало проект понятнее.
Статья создана с использованием материала порталов newrussianwine.ru, swn.ru, winner.club, lefkadiawines.ru