Что такое страхование торговых кредитов (TCI)?

ГЛАВНАЯ / БЛОГ / СТРАХОВАНИЕ ТОРГОВЫХ КРЕДИТОВ
защитите ваш бизнес от возможных финансовых потерь
Страхование торговых кредитов TCI (trade credit insurance) – это важный инструмент, который помогает защитить ваш бизнес от возможных финансовых потерь при предоставлении торговых кредитов. Страхование торговых (коммерческих) кредитов или, как его еще называют, страхование дебиторской задолженности, предназначено для компаний, осуществляющих поставки товаров или услуг на условиях отсрочки платежа.
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ:
1 июля 2024
ТЕГИ:
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Антикризис
Страхование торговых кредитов (TCI) — инструмент защиты вашего бизнеса от неспособности коммерческих клиентов осуществить оплату за поставленные товары или услуги, как вследствие, неплатежеспособности или банкротства вашего торгового партнера, так и в результате реализации политического риска в случае работы с зарубежными покупателями. При формировании программы TCI базово учитываются следующие аспекты:

  • Заявляемый на страхование портфель дебиторов (весь портфель или селективная выборка, секторальные особенности и география поставок), история крупных убытков и сомнительных или безнадежных долгов за последние годы в вашем портфеле;

  • Ваша кредитная политика и методики работы с просроченной дебиторской задолженностью

  • Описание деятельности вашей компании, индустрия и специфика бизнес-процессов

  • Общая информация о вашей торговой деятельности на условиях отсрочки платежа, вкл. среднюю и максимальную отсрочку платежа, оборачиваемость дебиторской задолженности, а также распределение продаж в разрезе внутрироссийских и экспортных отгрузок
Определение TCI:
что входит в понятие «Страхование торговых кредитов»
Ключевые преимущества страхования торговых кредитов
Почему продукт может быть актуален для вашей компании?
Страхование торговых кредитов является актуальным инструментом, если ваша компания, отгружает свои товары или услуги другим предприятиям на условиях отложенного платежа (т.е. в “кредит”). Данный страховой продукт предоставляет преимущества компаниям вне зависимости от их размера и отраслевой принадлежности, работающих как на внутреннем так и на международном рынках. Ключевыми преимуществами TCI являются:
Важно помнить, что страхование торговых кредитов имеет ряд особенностей, в том числе учитывая разницу в базовых условиях, графиках работы страхового продукта и подходов у каждого из страховщиков торговых кредитов, представленных на российском рынке. В этом контексте и с учетом индивидуальных особенностей бизнеса каждого клиента мы рекомендуем вам обратиться за консультацией к нам, как к профессиональному страховому брокеру.
В случае неплатежеспособности вашего контрагента, страховая компания возместит убытки вашей компании в части застрахованной дебиторской задолженности посредством выплаты страхового возмещения
Защита дебиторской задолженности
Страховая компания оценивает кредитоспособность каждого вашего контрагента, а также осуществляет мониторинг кредитных рисков на регулярной основе, опираясь в том числе на платежную дисциплину рассматриваемого дебитора в расчетах с другими застрахованными клиентами
Доступ к внешнему инструменту кредитного анализа
Увеличение объемов продаж
Благодаря наличию страховки, ваша компания может смело развивать свою деятельность и наращивать объемы продаж, предоставлять торговые кредиты новым и существующим клиентам, в том числе на более длительный срок (увеличивать отсрочку платежа), а также выходить на новые рынки сбыта
Компенсация расходов по минимизации и урегулированию просрочек
Страховая компания может возместить расходы на привлечение третьих лиц, направленных на взыскание просроченной дебиторской задолженности
В основе процесса страхования торговых кредитов лежит предоставление защиты бизнесу от возможного неплатежа. Компании, предлагающие свои товары или услуги в кредит, особенно подвержены риску неполучения денег от своих клиентов. Это может привести к значительным финансовым потерям и даже поставить под угрозу продолжение деятельности. Здесь на помощь приходит TCI, предоставляя компенсацию в случае неплатежа или дефолта дебитора.

Страховые компании предлагают условия страхования, позволяя бизнесу выбрать наиболее подходящий вариант в зависимости от сферы деятельности, размера и специфики работы. Перед заключением контракта страховщик оценивает кредитоспособность потенциальных дебиторов и риск неплатежей, опираясь на детальный анализ рынка и финансовое состояние клиента.
Как работает TCI:
Процесс страховки деловых сделок
Типы рисков:
какие риски покрывает страхование торговых кредитов
Страхование торговых кредитов играет важную роль в обеспечении защиты от возможных рисков, связанных с невыполнением покупателями своих финансовых обязательств перед застрахованной компанией. Этот вид страхования предусматривает покрытие определенных событий, или иначе называемых причинами убытков или страхуемыми рисками. Как правило, страхованию подлежат следующие типы рисков:
При этом, не все риски, даже попадающие под вышеуказанные категории, могут быть покрыты страхованием торговых кредитов. Например, риски, связанные с коммерческими спорами между клиентом и его контрагентом, иначе называемый диспьютом (dispute), когда контрагент по какой-то причине отказывается принимать поставленный в его адрес товар , обычно не подпадают под страховое покрытие. Кроме того, страховые компании также могут иметь ряд определенных исключений или ограничений в отношении некоторых типов покупателей, например, не ведущих коммерческую деятельность, или определенных отраслей экономики. В этом контексте особенно важно начинать знакомство с данным страховым продуктом и прорабатывать варианты размещения вашего портфеля на рынке с привлечением профессионального страхового брокера.
Риск неплатежа ваших клиентов за поставленный товар или услугу по причине наступления неплатежеспособности.
Коммерческий риск
Коммерческий риск, как правило, включает в себя два типа событий, которые приводят к неплатежеспособности контрагента:
Риск неплатежа ваших зарубежных покупателей при осуществлении экспортных поставок в результате событий, происходящих в стране такого покупателя, препятствующих осуществлению оплаты. Данный риск может включать в себя обширный перечень событий, таких как войны, революции, стихийные бедствия или экономические ограничения
Политический риск
Полностью или частично непогашенная дебиторская задолженность по истечению указанного в договоре страхования «периода ожидания», который, как правило, составляет от 180 дней
Длительный неплатеж
Неплатеж застрахованного контрагента в результате признания его банкротом в соответствии с действующим законодательством
Банкротство
Стоимость страхования торговых кредитов: факторы, влияющие на ценообразование
Стоимость страхования дебиторской задолженности (TCI) составляет менее 1% от застрахованного торгового оборота на условиях отсрочки платежа, как правило, являясь наиболее доступным инструментом для большинства компаний. Ставка страховой премии зависит от множества факторов, в том числе от структуры портфеля клиента, заявляемого на страхование. При оценке и формировании коммерческого предложения страховщики, как правило, учитывают:
Стоимость страхового полиса может варьироваться в том числе и в зависимости от текущей стратегии отдельно взятой страховой компании, ее положения на рынке и возможности адаптировать свои решения под специфику бизнеса клиента. Разные страховщики могут предлагать различные тарифы и условия а также иметь разную репутацию и историю присутствия на рынке. В этом контексте, особенно важным является организация и проведение тендера среди нескольких страховщиков с привлечением надежного партнера в лице профессионального брокера.

Команда Mainsgroup не только поделится аналитикой деятельности страховщиков, расскажет о событиях и тенденциях рынка, но также проведет переговоры по улучшению предлагаемых условий страхования и даст экспертные рекомендации по выбору страховой компании.
Стоимость страхования торговых кредитов: факторы, влияющие на ценообразо-вание
1
Портфель клиента, заявляемый на страхование (весь объем продаж, ключевые покупатели клиента, выборка или страхование одного контрагента - single risk)
2
Кредитоспособность ваших покупателей, география их присутствия
3
Отрасль, в которой вы осуществляете торговую деятельность, и ее специфика
4
Средняя и максимальная отсрочка платежа по вашему портфелю
5
Аппетит к риску страховщика, доступные страховые (и перестраховочные) емкости
6
Общая экономическая конъюнктура и состояние рынка