На нашем сайте используются cookie-файлы, в том числе сервисов веб-аналитики. Используя сайт, вы соглашаетесь на обработку персональных данных при помощи cookie-файлов. Подробнее об обработке персональных данных вы можете узнать в Политике конфиденциальности»

Комментарий совладельца Mainsgroup сергея худякова

Российские компании недовольны качеством урегулирования страховых событий

ГЛАВНАЯ / НОВОСТИ / РОССИЙСКИЕ КОМПАНИИ НЕДОВОЛЬНЫ КАЧЕСТВОМ УРЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАХОВЫХ СОБЫТИЙ
Сергей Худяков, совладелец страхового брокера Mains, принимает участие в конференции «Корпоративное страхование 2025» в Санкт-Петербурге. Он отметил мнения специалистов, занимающихся страхованием в крупных компаниях, относительно урегулирования страховых событий.
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ:
23 мая 2025
ТЕГИ:
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Директор по стратегическим коммуникациям Mainsgroup
Павел Ларин
+7 (926) 503-17-00
За дополнительной информацией, пожалуйста, обращайтесь:

О компании

Mainsgroup — один из крупнейших российских брокеров, предоставляющий широкий спектр услуг в области страхования и управления рисками для средних и крупных предприятий любых отраслей и направлений деятельности, входит в топ-3 российских некэптивных брокеров. Компания показывает трехкратный рост выручки за последние два года, сотрудничая с топ-15 страховых компаний на рынке России.

Индустриальным прорывом Mainsgroup в 2024 году стала единая система управления ДМС и здоровьем коллективов – Mains Кубики. Решение включает программы ДМС, НС и критические заболевания, подключаемые системы бенефитов и в среднем на 16% сокращает затраты на медицинское страхование, снижает индекс абсентеизма, a HR-департаментам позволяет получить легкость управления программами, снижение административной нагрузки и хранить накопленные данные на своей стороне без привязки к конкретному провайдеру. «Mains Кубики» удостоены отраслевой премии Finnext 2025.

Команда совладельцев Mainsgroup активно развивает направление интеграции искусственного интеллекта в страховые алгоритмы, предлагая свои решения на базе компании Mains Lab. Среди уникальных кейсов разработчика: анализ завышений в счетах ДМС; расчет возмещения в автостраховании по фотографии с мест ДТП; андеррайтинг. Уже сегодня более 80% счетов в ДМС России анализируют программные продукты Mains Lab. Компания реализует проекты в Саудовской Аравии, ОАЭ, Бахрейне и Казахстане. Это яркий пример российского несырьевого экспорта.
Комментарии
Представители крупнейших российских компаний, отвечающие в них за корпоративное страхование, отметили неудовлетворение качеством урегулирования страховых событий. В первую очередь речь идёт о страховании имущества предприятий, риска перерыва в производстве, строительно-монтажных рисков, где, как правило, суммы ущерба могут исчисляться миллиардами рублей.

Их основные боли заключаются в нескольких вещах:

1) Сроки получения выплат. Средний срок урегулирования и получения возмещения - около 500 дней. Такой полуторогодовой период расценивается как чрезмерно долгий. Зарубежом эта цифра менее полугода.

2) Организация процесса. Страхователи отмечают, что если происоходит страховое событие, нет понятного, предсказуемого трека урегулирования.

3) Повышается глубина требуемых страховой компанией документов, страхователи часто называют процесс забюрократизированным.

4) Урегулирование убытков начинается до момента возникновения страхового события — с корректного составления договора страхования. Участники рынка отмечают, что за последние 3 возникло аномально высокое количество нововведений, требований и оговорок при страховании и перестраховании крупных объектов, которые накладывают отпечаток и ещё больше усложняют процесс получения выплат.

5) Сумма возмещения в большинстве случаев является предметом компромисса, а не понятной методики рассчета возмещения.

Страхователи предпочитают привлекать консультантов, брокеров, лосс-эджастеров и юристов при возникновении события, имеющего признаки страхового случая.
На мой взгляд, есть прекрасная почва для страховых компаний, чтобы сделать качественный рывок, дать рынку продукт, который бы решал указанные проблемы в секторе страхования крупнейших объектов. Продуктовый подход подразумевает изучение болей клиента и предложения решения. Быстрое признание события страховым на основании минимума документов, оперативное предварительная выплата, понятные план урегулирования — были бы уже важным шагом вперед.
Генеральный директор
и совладелец Mainsgroup
Сергей Худяков
Консолидированная позиция страховщиков по этому вопросу отсутствует, с их стороны пока нет спроса на двойную роль брокера, говорит представитель Всероссийского союза страховщиков (ВСС).

Исторически брокер действует от имени и по поручению страхователя, отмечают представители ВСК, «Альфастрахования» и брокера Remind. В «Альфастраховании» и ВСК, по словам их представителей, в целом относятся к инициативе положительно. Необходимо учитывать, что одновременное представительство обеих сторон сделки по страхованию в итоге может повлечь за собой как рост страховой премии для страхователя за счет включения комиссионного вознаграждения в тарифную ставку, так и снижение маржинальности договора для страховщика по той же причине, говорит руководитель корпоративного блока московского регионального центра «Альфастрахования» Наталья Вараксина. У инициативы, где в выигрыше остаются все стороны сделки, гораздо больше шансов на успех, считает она.

Брокер как профессиональный участник страхового рынка в основном представляет интересы страхователя, но в то же время он не может не учитывать интересы страховщиков, говорит вице-президент «РЕСО-гарантии» Игорь Иванов. Однозначно клиент должен решать, кто платит брокеру – он сам или страховщик, и эти условия должны быть прозрачны для всех участников сделки, считает он. Если рассматривать возможность снятия этого запрета, необходимо обеспечить защиту прав и интересов страхователя, считает представитель ВСС: он в таком случае должен будет понимать совокупную стоимость посреднических услуг, исходя из фактических действий страхового брокера при заключении и сопровождении договора.

Ключевой риск в случае принятия инициативы – недобросовестное поведение брокера, направленное на получение вознаграждения по сделке с обеих сторон – и от клиента, и от страховщика, поделился заместитель генерального директора по экономике и финансам ВСК Максим Чернов. На пресс-конференции Якунина отметила, что такой цели у брокеров нет: расходы на привлечение клиентов у страховых компаний заложены в тарифы, если брокер действует в формате одновременного представительства, клиент не несет дополнительных затрат, поскольку комиссия уже учтена в страховой премии. А отсутствие брокера не означает автоматической скидки для страхователя – клиент просто остается без профессионального консультанта, объяснила Якунина.

Одновременное представительство позволит рынку эволюционировать, повышая доверие к отрасли страхования и делая отношения сторон законодательно прозрачными, заключила Юмашева. Вдобавок инициатива позволит внести ясность в отношения на рынке корпоративного страхования, избежать большого количества споров брокеров со страховщиками, а также закрепит правовую основу для действующей рыночной практики, считает она. Кроме того, это позволит ускорить и упростить процедуру формирования и согласования договора страхования для клиента, снимет административную нагрузку со страховой компании и сократит затраты страхователя, говорит директор по маркетингу и коммуникациям страхового брокера Remind Армен Гюлумян.