MAINS

Страхование грузов VS Ответственность перевозчика

Существует много компаний, которые посчитали более рациональным переложить ответственность за работу с рисками на перевозчика или экспедитора. Такая ответственность предусмотрена Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности». Рассмотрим, насколько это безопасно для владельца бизнеса.
Смотреть
Расходы на страхование грузов часто идут под сокращение на волне общего курса на оптимизацию бюджетов. Мотивы у всех разные:
1
Кто-то давно страховался, но убытков не было
2
Кто-то долго и с усилиями урегулировал претензию по несохранной перевозке
3
Кто-то в принципе никогда не рассматривал страхование грузов как инструмент политики управления рисками (а в чьем-то бизнесе и политики такой нет)
Обсуждать эти причины всерьез нет смысла. Такие решения принимают с целью сэкономить «здесь и сейчас», не пытаясь анализировать риски в долгосрочной перспективе.

Но есть много компаний, которые посчитали более рациональным переложить ответственность за работу с рисками на перевозчика или экспедитора.

Такая ответственность предусмотрена Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности». Кроме того, сама компания может потребовать наличия у перевозчика/экспедитора полиса страхования ответственности. Однако по факту ни в первом, ни во втором случае нет никакой гарантии, что партнер будет способен возместить ущерб.

Давайте разберемся, насколько безопасно для владельца бизнеса отказываться от страхования грузов, рассчитывая на нормы закона и полис экспедитора/перевозчика.

При анализе мы:
1
Исходим из того, что ваш провайдер транспортных услуг – стабильная, финансово устойчивая компания
2
Предполагаем, что полис приобретен у профессионального лицензированного участника страхового рынка.
Пройдемся по договорам страхования грузов и ответственности, чтобы сравнить объем покрытия и подходы к урегулированию убытков.
Объем ответственности в деньгах
  • Страхование грузов

Лимит ответственности по каждой перевозке равен заявленной стоимости груза. Покрывает каждый признанный страховой случай в отдельности, независимо от частоты их наступления.

  • Страхование ответственности

Провайдер имеет общий невозобновляемый лимит ответственности по всем перевозкам за год. Достоверно спрогнозировать, что оставшегося лимита хватит на покрытие вашего крупного убытка, – невозможно.


Основания для получения страхового возмещения
  • Страхование грузов

Основанием для выплаты является само событие – утрата груза. Наличие виновника важно для суброгации, но не влияет на получение страховой выплаты.

  • Страхование ответственности

Основанием является доказанная вина провайдера. Если в ДТП или хищении груза виновно 3-е лицо, перевозчик ответственности не несет. Такой случай не признается страховым – компенсация не выплачивается.


Объем рисков и покрытия
  • Страхование грузов

При заключении договора вы контролируете объем покрываемых рисков, включаете необходимые вам расширения.

  • Страхование ответственности

Провайдер часто выбирает покрытие самых стандартных рисков, чтобы снизить стоимость полиса. Исключения из покрытия могут привести к отказу в выплате страхового возмещения.


Цена
  • Страхование грузов

Определяется исходя из вашего грузооборота, параметров перевозок и вашей статистики убытков.

  • Страхование ответственности

Стоимость страхования уже включена в стоимость услуги по перевозке и для вас нет очевидных дополнительных расходов. Хотя по сути за страховку все еще платите вы.


Надежность страховщика
  • Страхование грузов

Вы выбираете страхового партнера на основе выработанных вами критериев.

  • Страхование ответственности

Страховщика выбирает провайдер транспортных услуг, исходя из собственных бизнес-интересов.


Информированность о процессах
  • Страхование грузов

Вы заключаете договор страхования «с открытыми глазами» и понимаете все условия и обязанности сторон.

  • Страхование ответственности

Страховщика выбирает провайдер транспортных услуг, исходя из собственных бизнес-интересов.


Сумма всех параметров показывает, что экономия на страховании и передача риска третьему лицу окажется сомнительной выгодой, как только дело дойдет до реального ущерба.

А если вы чувствуете, что вам не хватает знаний и экспертизы для понимания полноты принимаемых на себя рисков, а страховые «разводят по полной», обратитесь к профессиональному игроку рынка – страховому брокеру.